Усвоение учебных материалов ребенком

Сегодня предлагаем поговорить о преодолении трудностей в усвоении учебных навыков в коррекционной педагогике.

Преодолении трудностей в усвоении учебных навыков в коррекционной педагогике

Преодолении трудностей в усвоении учебных навыков в коррекционной педагогике

С какими сложностями чаще всего сталкиваются младшие школьники и дошкольники на начальных этапах обучения?

  • Ребенок переставляет слоги при чтении, искажает структуру слова.
  • Плохо понимает смысл прочитанного, не может пересказать текст.
  • С трудом удерживает взгляд на строке, плохо ориентируется на странице.
  • Допускает ошибки в составлении конструкций, неправильно использует окончания, времена, падежи в устной и письменной речи.
  • Слитное написание слов или разрыв слова.
  • Отсутствие заглавной буквы и точки в предложении, несоблюдение полей.
  • Имеются многочисленные пропуски букв, замены, перестановки, недописывание букв, слогов, слов.
  • Ошибки, связанные с обозначением мягкости/твердости на письме.
  • Ребенок часто путает звонкие и глухие согласные.
  • Большое количество ошибок, связанных с зеркальным изображением букв.
  • Ребенок путает буквы по внешнему сходству или схожие по звучанию, забывает буквы, которые редко встречаются на письме (щ, ц, ф, х).
  • Испытывает трудности, связанные с недостаточной сформированностью зрительно-пространственных представлений, которые могут проявляться в непонимании условия и вопроса задач, сложностях в вычислении, составлении последовательности действий, путает знаки в арифметических действиях. Такие дети часто путают право-лево, верх-низ, не могут ответить на вопрос «на сколько больше/меньше», неправильно употребляют предлоги, с трудом решают обратные задачи, примеры «с окошками» и переходом через десяток.

Все перечисленные выше сложности в обучении могут иметь разные причины и проявления у конкретного ребенка. Поэтому коррекционная педагогика предполагает решение не только общих, но и специальных задач обучения с использованием методов и материалов, соответствующих возможностям и ограничением ученика, ориентируясь на его индивидуальный прогресс в освоении учебных навыков.

Если говорить об основных причинах нарушений в овладении письмом и чтением, то следует обратить внимание на детей из группы риска, имеющих различные задержки в речевом развитии, устойчивые проблемы звукопроизношения и звукоразличения, недостаточной зрелостью функций программирования, контроля и серийной организации деятельности.

Автор статьи: Лосева Елена Валерьевна — коррекционный педагог-психолог, дефектолог, тренер по нейрогимнастике.