У детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра (РАС) одной из главных проблем социализации является отсутствие инициативы при общении, установлении контакта, при любом взаимодействии с социумом. Родители и родня этого ребенка также оказываются в «заколдованном круге» — не получая от малыша обратной связи, которая обозначала бы удовольствие или неприязнь к тем или иным формам общения, играм, песням, они волей-неволей сокращают количество контактов.
Психологи Центра нейрофизиологии и реабилитации «Здоровый ребёнок» в Воронеже работают с данной проблемой. Один из подходов к ней – Денверская модель раннего вмешательства. Это методика, разработанная американскими психологами для пробуждения у ребенка интереса к общению, насколько это вообще возможно для человека с РАС.
Рекомендуется начинать работу по данной модели уже с 1,5-летнего возраста.
Ниже мы расскажем о методике и ее результативности подробнее.
Аутизм и общительность
Итак, ребенок — аутист, и это стало известно достаточно рано. Ранняя диагностика позволяет раньше начать коррекционные мероприятия и существеннее улучшить качество жизни, поэтому мы рекомендуем посетить нейропсихолога или невролога как можно раньше, если родителям показалось, что с ребенком что-то не так.
Проблемой при аутизме становится неспособность мозга ребенка к автоматической фильтрации поступающих сигналов и ощущений. Каждый внешний раздражитель становится яркой «точкой на радаре», и вычленить из всего этого разнообразия именно речь и мимику собеседника стоит большого труда. Поэтому условным инстинктом для людей с РАС становится ограничение круга контактов. Это начинается в раннем возрасте, поэтому даже во младенчестве ребенок с аутизмом чаще всего необщителен и скуп на реакции.
Как это влияет на дальнейшую жизнь человека? Кардинально.
Ребенок учится постоянно, его мозг, даже при расстройствах аутистического спектра, переключен в режим активного поглощения и усваивания информации. Сокращение круга общения и количества контактов ведет к тому, что ребенок не получает навыка общения и самой различной информации, которая в дальнейшем становится основой для успешной коммуникации с окружающими. Проще говоря, меньше общаешься в раннем возрасте – хуже выстраиваешь отношения в будущем и меньше знаешь об окружающем мире.
Что делать?
Для преодоления этого «железного занавеса» психологи стараются пробудить в ребенке страсть к общению и инициативность, причем, чем раньше, тем лучше. Огромное значение имеет и то, насколько часто и усердно с ребенком занимаются родители, насколько они способны увлечь малыша процессом обучения.
В 80-х годах двадцатого века была разработана Денверская модель раннего вмешательства, которая до сих пор успешно применяется коррекционными педагогами и психологами.
Методика направлена на развитие навыков во всех областях раннего детского развития: язык, игра, социальное взаимодействие, совместное внимание, имитация, моторные навыки, навыки самообслуживания и поведение ребёнка
При работе по Денверской модели, психолог обучает и ребенка, и его родителей. Даются способы пробудить у ребенка интерес, создать фундамент для проявления инициативы ребенком и методы поощрения, подкрепления полезного поведения. РАС диктует свои правила, и на начальном этапе приходится к ним приспосабливаться, поэтому от родителей потребуется полноценное участие в процессе обучения.
Важная особенность работы по Денверской модели – родителям не придется выделять безумное количество времени для специальных занятий. Тренировка нужных навыков происходит в повседневной деятельности дома, в машине, на улице.
Родители с помощью специалиста, в числе прочего, учатся понимать сигналы от ребенка, это позволяет не опустить руки, ведь обратная связь все же существует, пусть поначалу и не в привычной форме.
Преимущество Денверской модели – психолог обучает ребенка в игровой форме. Родители тоже – по этой методике любое повседневное занятие можно превратить в игру, несущую обучающий компонент. Универсальность этой трансформации – невероятна, при должном отношении можно практически все время, проведенное в совместной деятельности с ребенком, потратить с пользой для его развития. Говорить о том, насколько важно любое воздействие в раннем возрасте, пока мозг ребенка так пластичен и обучаем, можно очень долго, мы же скажем лишь одно: раннее вмешательство способно минимизировать будущую нетрудоспособность и обеспечить хорошую социальную адаптацию ребенка.
Специалист по Денверской модели раннего вмешательства в Воронеже
Результативность применения Денверской модели.
Результатами совместной работы психолога и родителей уже на начальном этапе вмешательства становятся:
- Резко возрастающее количество социальных взаимодействий ребенка;
- Увеличение возможностей для обучения;
- Полноценное вовлечение родителей в обучение ребенка с РАС, с полным пониманием того, как и что они должны делать;
- Более полное взаимопонимание ребенка и родителей.
Тренировка инициативы во взаимоотношениях является главной целью вмешательства по Денверской модели.
Почти 40-летняя история применения методики позволила провести масштабные научные исследования и подтвердить позитивные результаты ее применения. Психологи предпочитают ее, так как она подробно описана в специальной литературе, а также может быть легко освоена родителями ребенка с аутизмом.
Преимущество Денверской модели также заключается в том, что в ней предусмотрены различные сценарии, в том числе такой, при котором прогресс идет не слишком хорошо. Специалист имеет подготовленные варианты на такой случай, и каждый вариант подтвержден практическими результатами коллег из разных стран.
Наконец, стоит заострить внимание на следующем: при работе по Денверской модели участие других специалистов – логопедов, АВА-терапевтов и т.п. происходит легко и эффективно.
Эффективность раннего вмешательства доказана, наиболее успешные вмешательства по этой модели происходили в возрасте с 18 до 48 месяцев (1,5-4 года).
Чего можно достигнуть при регулярных занятиях с психологом?
Специалист, работающий по Денверской модели, обучает детей и родителей. Полученные в результате этого знания позволяют мамам и папам грамотно применять рекомендации разных специалистов – логопедов, АВА-терапевтов, врачей.
Каждый случай аутизма по-своему уникален, и трудно заранее говорить о гарантированном результате, но статистика, собранная специалистами по всему миру, говорит, что вполне вероятными являются следующие результаты:
Конечно, главная цель – интеграция ребенка с аутизмом в общество и создание условий для полноценной счастливой жизни.
Как начать работу по Денверской модели
Во-первых, запишитесь на прием к психологу:
- Онлайн
- По телефону +7 473 200 04 51
Во-вторых, придите на приём с ребёнком. Психолог проведет необходимые тесты, пообщается с вами и малышом. В результате вы получите предложения по программе, которая будет учитывать сильные и слабые стороны ребенка. Психолог даст вам подробные инструкции для каждого этапа программы.
Наконец, верьте в результат – и вам будет легче достигнуть первых успехов! Да, это несложный психологический приём, но он работает.