Экзаменационный стресс

Общественная жизнь человека постоянно ставит его в ситуации «экзаменов» — тех или иных испытаний, где ему приходится доказывать свою социальную состоятельность, материальное благополучие, физическое самочувствие или уровень интеллекта.

В принципе, симптомы экзаменационного стресса мы можем видеть у школьников перед контрольной работой, у студентов во время сессии, у водителей, впервые сдающих на права, у хирурга, который осваивает новую операцию, у безработного, пришедшего на собеседование к потенциальному работодателю.  Бессонные ночи, тревожные мысли, снижение аппетита, учащенный пульс и дрожь в конечностях — вот типичные проявления страха перед экзаменами. Проведенные в последние годы исследования показали, что страх перед экзаменами затрагивает все системы организма человека: нервную, сердечно-сосудистую, иммунную и др.

По данным российских авторов, в период экзаменационной сессии у студентов и школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы, сопровождающиеся учащением пульса, повышением артериального давления и нарушением баланса отделов вегетативной нервной системы.

Экзаменационный стресс – один из самых распространенных видов стресса. Исследования показывают, что за экзаменационный период в школах и вузах 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе, а кровяное давление у них повышается до 140-155 мм ртутного столба.

Главный фактор, провоцирующий возникновении экзаменационного стресса, – это отрицательные переживания. Экзамены – это серьезное испытание на прочность всей нервной системы и проверка не только знаний школьника, но и его психологической устойчивости.

Симптомы экзаменационного стресса

Физиологические симптомы

  • усиление кожной сыпи;
  • головные боли;
  • тошнота;
  • диарея;
  • мышечное напряжение;
  • углубление и учащение дыхания;
  • учащенный пульс;
  • перепады артериального давления.

Эмоциональные симптомы

  • чувство общего недомогания;
  • растерянность;
  • паника;
  • страх;
  • неуверенность;
  • тревога;
  • депрессия;
  • подавленность;
  • раздражительность.

Когнитивные симптомы

  • чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете;
  • неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих);
  • воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене;
  • кошмарные сновидения;
  • ухудшение памяти;
  • снижение способности к концентрации внимания, рассеянность.

Поведенческие симптомы

  • стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену;
  • избегание любых напоминаний об экзаменах;
  • уменьшение эффективности в учебе в экзаменационный период;
  • вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах;
  • увеличение употребления кофеина и алкоголя;
  • ухудшение сна и ухудшение аппетита.

Экспресс-программа по снижению уровня стресса у учащихся старших классов в экзаменационный период

Цели программы: снижение уровня стресса у школьников старших классов в экзаменационный период.

Задачи программы:

  • сохранение психологического здоровья учащихся;
  • обучение навыкам саморегуляции, контроля эмоционального состояния;
  • снятия стресса и снижение уровня тревожности;
  • формирование умения использовать «регулятивные техники» в ситуации эмоционального напряжения;
  • формирование адекватной самооценки.

Программа рассчитана на учащихся 9-х, 11-х классов (15-17 лет), имеющих высокий уровень тревожности и испытывающих психологические трудности при подготовке к экзаменам.

Цикл программы составляет 5 занятий. В конце каждого занятия учащимся предлагаются практические рекомендации  и тренировочные упражнения для снятия нервного и эмоционального напряжения в экзаменационный период. Занятия проводятся в индивидуальной форме. Периодичность 1-2 раза в неделю, продолжительность занятия 45 минут.

Ожидаемые результаты: реализация данной программы создает условия для успешной сдачи экзаменов, снижает степень  стрессовых состояний в экзаменационный период.