Пусть говорит: 8 эффективных логопедических упражнений

У большинства дошкольников есть те или иные проблемы с речью. К счастью, исправить ситуацию можно самостоятельно, регулярно выполняя с ребенком несложные упражнения. Если малыш не выговаривает какие-то звуки, «комкает» слова, говорит, словно кашу в рот набрал, — не отчаивайтесь!

Чаще всего проблемы с речью — возрастные, и к школе большинство детишек начинают говорить чисто и правильно. Конечно, бывают и сложные случаи, когда без логопеда не обойтись. Но для начала стоит попытаться улучшить речь ребенка с помощью домашних упражнений.

Правила занятий с малышом

  • Логопедические занятия для дошкольника должны проходить в игровой форме, иначе малыш может не захотеть заниматься.
  • Проводите занятия регулярно, 2-3 раза в день.
  • Начинайте с 3-5 минут, постепенно увеличивая время урока до 15-20. — Лучшее время для занятий — после завтрака и после дневного сна.
  • Отложите упражнения, если ребенок в плохом настроении, болен или устал.
  • Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, показывайте все движения на своём примере.
  • Проводите занятие перед зеркалом, чтобы кроха мог видеть, как двигаются его губы и язык.

Логопедические упражнения 

Мы привыкли думать, что логопеды нужны только тем детям, которые произносят не все звуки.
Чаще всего проблемы вызывают «р», «л», «ц», шипящие.

Однако бывает и так, что малыш освоил произношение, но все равно говорит нечетко, тихо, невнятно, непонятно, пропускает звуки или слоги, путает их. Поэтому логопедические упражнения направлены не только на постановку звукопроизношения, но и на общее развитие речи.

Упражнение №1
Артикуляционная гимнастика. Начинайте каждое занятие с гимнастики, стимулирующей мышцы речевого аппарата.

Предложите крохе: высунуть язык как можно дальше, дотронуться кончиком языка до носа и подбородка; облизать губы; сделать язык широким, расслабленным; свернуть в трубочку; поднять его края (форма лопаточки); «почистить» зубки, проводя языком по внутренней их поверхности; водить языком по небу вперед-назад (как будто маляр красит потолок).

Упражнение №2
Развитие фонематического слуха. Для детишек 4-5 лет полезны упражнения, развивающие восприятие звуков. Поиграйте в такую игру: пусть ребенок делает вид, что спит (ляжет на руки, закроет глазки), а вы будете медленно произносить слова.

Услышав определенный звук (например, «а»), малыш должен «проснуться».

Другие варианты той же игры: хлопать в ладоши, подпрыгивать, вставать, услышав звук.

Упражнение №3
Звукоподражание. Так любимая детишками игра очень полезна для развития речи. Изображайте вместе с крохой звук мотора, летящего самолета, бульканье воды, мычание коровы, рычание тигра, воркование голубя и пр.

Упражнение №4
Работа со звуком «р» Пожалуй, это самый трудный для малыша звук.

Чтобы помочь карапузу справиться с ним, поиграйте в такие игры: предложите ребёнку приоткрыть рот, положить на нижнюю губу расслабленный язык и дуть со звуком «ф» достаточно сильно, чтобы ватный шарик или карандаш катились по столу; научите кроху цокать языком, изображая, как скачет лошадка; изобразите барабанную дробь, постукивая кончиком языка по нёбу.

Упражнение №5

Работа со звуком «л»
Отыскать пропавший звук «л» помогут такие упражнения: говорить «у-у-у-у» с высунутым язычком (как будто поезд едет); прижать язык между зубами и двигать им вперёд-назад, будто пытаетесь его чистить; немного прикусив язычок, попробовать спеть «лек-лек-лек».

Упражнение №6
Работа со звуком «ц»

Поднесите руку ребенка к своим губам и произнесите звук «ц». Он должен почувствовать одно прикосновение воздушной струи. Потом поднесите его руку к его губам и попросите, чтобы он повторил этот звук. При этом можно изображать, что вы говорите кому-то вести себя потише: «Тцццц».

Упражнение №7
Работа с шипящими

Проблема с произношением шипящих настолько распространённая, что встречается даже в детской классике.

Например, в «Денискиных рассказах» Драгунского: «…не фыфка, не сыска, а хыхка!».

Чтобы научить дошкольника произносить шипящие, попробуйте такие упражнения: пусть малыш «накажет» язычок, слегка высунув его и пошлепав губами, произнося «пя-пя-пя»; положите ребёнку на кончик языка маленький кусочек конфетки (мармелада или ириски) и попросите приклеить его на нёбо, прямо за верхними резцами; пошипите вместе: поиграйте в змею, сдувающийся шарик, кипящий чайник.

Упражнение №8
Общее развитие речи

Кроме работы непосредственно со звуками и произношением, важно в принципе развивать речь малыша.

Это помогут сделать: упражнения на развитие мелкой моторики (лепка, рисование, игры с наклейками); упражнения на формирование категорий (игры с тематическими карточками или наборами картинок: «животные», «транспорт», «посуда»); занятия по расширению словарного запаса (игры в слова, чтение)

Центр логопедии и нейропсихологии Здоровый ребенок желает Вам легкого развития. А в остальном мы всегда готовы Вам помочь!