Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Выделяют основные проявления, характеризующие это состояние:

  1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков. Например, мягкий звук «т» произносится вместо «с», «ч», «ш»  ( «тюмка», «тяска», «тяпка» вместо сумка, чашка, шапка).
  2.  Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющие меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук «л» употребляется вместо звука «р» , звук «ф» — вместо звука «ш». У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками «т» и «д» ( «табака» вместо собака и т.д.)
  3. Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки «р», «л» или «с» изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, «столял стлогает дошку» вместо столяр строгает доску.

Отмеченные особенности могут сочетаться и с другими недостатками произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной, боковой и т.д.

Подобный характер нарушений звуковой стороны речи должен насторожить и родителей, так как он свидетельствует о недоразвитии фонематического слуха (способности различия фонем)

Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения с логопедом позволит не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить ребенка к обучению в школе.