-
13 февраля 2017
В детском центре «Здоровый ребенок» я работаю логопедом более 15 лет. На протяжении этого времени на консультациях родители интересуются одними и теми же проблемами.
Учитывая интерес родителей, я хочу ответить на наиболее часто задаваемые вопросы.
1. Что делать, если ребенку уже 2-2,5 года, а он почти не говорит?
Что делать? Конечно, не слушать советов доброхотов подождать, пока само собой наладиться. Нет! Нужно посоветоваться со специалистом. А вернее с несколькими специалистами: оториноларингологом, неврологом, логопедом.
Оториноларинголог может правильно оценить строение речевых органов ребенка, но главное, он должен проверить физиологический слух ребенка.
Так как именно слух является ведущим фактором для успешного овладения речью. Если есть нарушения слуха – нет речи.
Специалист невролог оценит психическое развитие ребенка. Речь — это психическая функция (такая же, как внимание, память), показатель мышления.
Развитие речи на менее важно, чем физическое развитие, хороший сон и аппетит, здоровый иммунитет. Задержка речевого развития может быть следствием неблагоприятного течения беременности или родов, так как речевые зоны коры головного мозга наиболее часто страдают от кислородного голодания. Когда неврологические проблемы (если они имеются) решены, но речь ребенка сама собой не налаживается, пора обратиться к логопеду-дефектологу.
Задача логопеда – разобраться в причинах недоразвития речи и организовать коррекционную работу. Нарушение темпов речевого развития функционального характера, как правило, обусловлено неправильным воспитанием или частыми заболеваниями ребенка. Устранение причины, вызывающей отклонения в развитии ребенка, изменение условий его воспитания определяют успешность дальнейшего развития ребенка в дошкольном и школьном возрасте.
Задержка темпов речевого развития органического характера обусловлена недостатками функционирования или строения речевого аппарата. Преодоление их требует хорошо организованной коррекционной работы. Специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребенка, если будут носить систематический и направленный характер.
Если вовремя не обра¬тить внимания на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка.
2. Мой ребенок говорит много, но у него нарушено произношение некоторых звуков. С какого возраста надо начинать занятия с логопедом?
Все зависит от того, насколько сильно нарушено звукопроизношение у каждого конкретного ребенка.
До 4,5-5 лет речевой аппарат ребенка растет и формируется, т.е. до этого возраста небольшие несовершенства речи допустимы. Обычно нарушаются звуки верхнего образования [л], [р], [ж], [ш], и это называется физиологическая дислалия. К 5 годам дети уже осознают, что неправильно произносят некоторые звуки, и более продуктивно работают на логопедических занятиях.
Закончить исправление звукового произношения желательно до 6-6,5 лет, до смены зубов, так как это может осложнить работу.
Если же ваш ребенок говорит много, но невнятно, смазано, у него повышенное слюноотделение, нарушены сразу несколько групп звуков (свистящие, шипящие, сонорные), то это повод обратиться к неврологу, так как подобные симптомы говорят о том, что у ребенка есть неврологические нарушения, травма шейного отдела позвоночника. У таких детей, имеющих неврологические проблемы сначала нужно снять или сгладить эти симптомы. Только после лечения логопедическая работа может быть успешной.
3. Сколько времени может понадобиться для исправления звукопроизношения?
Это зависит от нескольких факторов. Во-первых, от количества неправильно произносимых звуков, состояния речевого аппарата и нервной системы ребенка.
Во-вторых, от того, сколько родители смогут дома отрабатывать с ребенком задания, которые дает логопед.
4. Как родители могут помочь своему ребенку, посещающему логопедические занятия?
В работе по исправлению звукопроизношения успех и быстрый результат возможны только в случае совместной работы логопеда и родителей.
Нужно понимать, что во время занятий логопед, в первую очередь, тренирует речедвигательные мышцы ребенка, формирует новую мышечную память. Поэтому все задания, которые даются на дом, необходимо выполнять и отрабатывать. Именно таким образом можно выработать необходимые умения и навыки.
«Ведь для того, чтобы научиться кушать ложкой, нужно делать это во время каждого приема пищи».
5. Нам рекомендуют удалить аденоиды. Так ли это необходимо?
Безусловно, принять решение о проведении операции могут только родители. Я приведу несколько фактов, говорящих в пользу удаления аденоидов.
• Аденоиды являются постоянным источником воспаления, т.е. ослабляют иммунитет.
• Нарушается физиологическое дыхание, т.е. организм испытывает нехватку кислорода.
• Формируется неправильный тип дыхания, который меняет работу и тонус речедвигательных мышц, что ведет к недостаточной силе выдоха, необходимого для произношения некоторых звуков.
• Это обуславливает серьезные нарушения у детей с аденоидами.
• Аденоиды, разрастающиеся в сторону слуховых ходов, влияют на физиологический слух ребенка. Именно слух является ведущим фактором для формирования успешной, правильной речи ребенка. Нет слуха – нет правильного звукопроизношения.
• Из опыта работы могу отметить явные положительные результаты у детей после удаления аденоидов.
Конечно, эта статья не способна разрешить все вопросы, возникающие у внимательных родителей. Но надеюсь, что она поможет выбрать направление для преодоления имеющихся проблем.
Стрельникова Екатерина Андреевна — логопед «Центра коррекции речи и интеллектуального развития»