-
20 декабря 2022
- Работа по исправлению звукопроизношения требует определённого времени и усилий. Помните об этом, объясните ребёнку то, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять советы взрослых;
- Общаясь с ребенком, создавайте условия для спокойной, неторопливой речи, вносите в неё поправки не ранее, чем на этапе отработки навыка.
- Будьте доброжелательны и терпеливы. Неудачи ребёнка не всегда связаны с его нежеланием учиться говорить правильно. Упражнение для языка — это тренировка мышц, которая требует определённых физических усилий. То, что нам, взрослым, кажется пустяком, может быть на первых порах очень сложным для ребёнка.
- Старайтесь не пропускать логопедических занятий без уважительной причины. Непрерывность занятий — необходимое условие коррекции. Именно так мы можем выработать нужные навыки для мышц речедвигательного аппарата и преодолеть неправильную мышечную память, то есть привычку ребёнка говорить неправильно. Систематичность занятий и домашних тренировок позволит выработать самоконтроль у ребёнка (т.е. способность самостоятельно исправлять речь).
- Занятие не должно продолжаться свыше 15 мин. Более длительная работа утомляет ребёнка, а если на занятии проводятся упражнения, требующие значительного напряжения артикуляционных и дыхательных органов, то повторение их более 4 — 5 раз подряд может вызвать головную боль. Эти упражнения следует чередовать с другими видами работ. Выполнить 2 — 3 упражнения, затем речевой материал, чистоговорки или стихи. Гораздо эффективнее провести два занятия по 10 минут, чем одно 20 минутное.
- На этапе автоматизации звука (т.е. введения его в самостоятельную речь ребёнка) можно выполнять речевые задания в процессе сборки конструктора, мозаики, лепки. Т.е. в ситуации, когда ребёнок отвлекается от звуковой проблемы и повторяет слова и предложения правильно автоматически, не задумываясь. А это и есть цель наших занятий.
- В случае, если какое-либо упражнение не получается выполнить дома самостоятельно, не настаивайте на его выполнении и не ругайте ребёнка. Сообщите об этом логопеду, он объяснит, и отработает все сложные моменты на занятии.
Как помочь своему ребёнку заговорить правильно.
- Если есть проблемы в произношении длинных сложных слов, говорите их по слогам, про-пе-вай-те. Таким образом, вы научите ребёнка не только правильно хорошо говорить (и писать) длинные слова, но и делить слова на слоги.
- Объясняйте ребёнку новые непонятные слова. Таким образом, вы расширите кругозор и лексический запас ребёнка. Это необходимо для успешного обучения в школе.
- Просите ребёнка самого объяснить какие-либо понятия или явления. Так Вы будете развивать самостоятельную речь ребёнка. Что поможет ему правильно и без стеснения отвечать в школе и высказывать своё мнение.
Помните, что ваша совместная работа по исправлению звукопроизношения является подготовительным этапом перед поступлением в школу. Именно сейчас Вы тренируетесь выполнять школьные домашние задания. От того, каким будет настроение вашего сотрудничества, зависит и дальнейший интерес ребёнка к обучению.
Поддерживайте важность ваших занятий, хвалите ребёнка. Радуйтесь даже маленьким успехам вашего ученика. Помните, что «пряником» можно добиться гораздо больше, чем «кнутом».
«А теперь поиграем» даны элементарные инструкции, методические рекомендации для выполнения игровых заданий с ребенком.
- «Эхо» — каждое слово произносим 2 — 3 раза подряд: четко, правильно, выделяя звук, который отрабатываем. (Сказать слово 1 раз легко, а повторить его несколько раз подряд, переключая артикуляцию, сложнее).
- «По-спортивному» — вариант предыдущего задания: каждое слово повторяем 5 (7 — 10) раз подряд (желательно быстро). Взрослый загибает пальцы — рекорд!
- Чистоговорки: тренируем произношение и восприятие звуков. Каждую строку нужно повторить по 2 — 3 раза. Затем взрослый произносит только слоги, а ребенок повторяет стишок или наоборот.
- Стихи — выучите и часто повторяйте. Стихотворение — это минитекст, а четкое произношение целого текста — это автоматизация звука в речи — то, к чему мы стремимся. Поэтому стихи необходимо учить и часто повторять: красиво, четко («как актеры»).
- Считаем слова, словосочетания; изменяем прилагательные. Один лежащИЙ леВ, два лежащИХ львА, … пять лежащИХ львОВ. БелЫЙ лебедь, белАЯ ваза, белОЕ облако, белЫЕ стены. В русском языке слова сцепляются друг с другом своими окончаниями. Поэтому особенно важно, чтобы ребенок правильно произносил и затем писал окончания слов. Выполняем это задание, акцентируя внимание на окончаниях слов.
- Предложения «рассыпались». Из слов, которые даны, нужно составить целое предложение, расположив слова в правильном порядке.
- «Исправь Незнайку». Незнайка составил предложения, но они получились какие-то странные… Послушай его предложения и исправь Незнайку.
- Сочини историю или опиши картинку. Сначала нужно назвать (придумать) как можно больше слов с заданным звуком. А затем — сочинить историю по картинке, употребляя эти слова.
- Развиваем лексический запас ребенка. Каждое новое понятие нужно обязательно объяснить ребенку, повторять это слово несколько раз.
- Сложные слова и понятия, которые ребенок знает, просите объяснить его самого. Таким образом, мы учим формулировать полные ответы. (Что это? А для чего нужен этот предмет? Какой он? И т.д.).
- Если Вам попадаются группы родственных слов или группы однородных предметов (профессии, звери, продукты, национальности и т.д.) обязательно акцентируйте внимание ребенка на этих понятиях; обсуждайте их смысл, сходства, различия.
- И последнее: чтобы сохранить у ребенка желание заниматься, не забывайте регулярно «проигрывать» Вашему малышу. Удивляйтесь, как это у него так хорошо получается выполнять это сложное «заколдованное» упражнение? Просите его еще и еще раз «научить» Вас выполнять упражнение правильно.
Полное пособие можно скачать по ссылке