-
18 мая 2018
Общественная жизнь человека постоянно ставит его в ситуации «экзаменов» — тех или иных испытаний, где ему приходится доказывать свою социальную состоятельность, материальное благополучие, физическое самочувствие или уровень интеллекта.
В принципе, симптомы экзаменационного стресса мы можем видеть у школьников перед контрольной работой, у студентов во время сессии, у водителей, впервые сдающих на права, у хирурга, который осваивает новую операцию, у безработного, пришедшего на собеседование к потенциальному работодателю. Бессонные ночи, тревожные мысли, снижение аппетита, учащенный пульс и дрожь в конечностях — вот типичные проявления страха перед экзаменами. Проведенные в последние годы исследования показали, что страх перед экзаменами затрагивает все системы организма человека: нервную, сердечно-сосудистую, иммунную и др.
По данным российских авторов, в период экзаменационной сессии у студентов и школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы, сопровождающиеся учащением пульса, повышением артериального давления и нарушением баланса отделов вегетативной нервной системы.
Экзаменационный стресс – один из самых распространенных видов стресса. Исследования показывают, что за экзаменационный период в школах и вузах 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе, а кровяное давление у них повышается до 140-155 мм ртутного столба.
Главный фактор, провоцирующий возникновении экзаменационного стресса, – это отрицательные переживания. Экзамены – это серьезное испытание на прочность всей нервной системы и проверка не только знаний школьника, но и его психологической устойчивости.
Симптомы экзаменационного стресса
Физиологические симптомы
- усиление кожной сыпи;
- головные боли;
- тошнота;
- диарея;
- мышечное напряжение;
- углубление и учащение дыхания;
- учащенный пульс;
- перепады артериального давления.
Эмоциональные симптомы
- чувство общего недомогания;
- растерянность;
- паника;
- страх;
- неуверенность;
- тревога;
- депрессия;
- подавленность;
- раздражительность.
Когнитивные симптомы
- чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете;
- неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих);
- воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене;
- кошмарные сновидения;
- ухудшение памяти;
- снижение способности к концентрации внимания, рассеянность.
Поведенческие симптомы
- стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену;
- избегание любых напоминаний об экзаменах;
- уменьшение эффективности в учебе в экзаменационный период;
- вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах;
- увеличение употребления кофеина и алкоголя;
- ухудшение сна и ухудшение аппетита.
Экспресс-программа по снижению уровня стресса у учащихся старших классов в экзаменационный период
Цели программы: снижение уровня стресса у школьников старших классов в экзаменационный период.
Задачи программы:
- сохранение психологического здоровья учащихся;
- обучение навыкам саморегуляции, контроля эмоционального состояния;
- снятия стресса и снижение уровня тревожности;
- формирование умения использовать «регулятивные техники» в ситуации эмоционального напряжения;
- формирование адекватной самооценки.
Программа рассчитана на учащихся 9-х, 11-х классов (15-17 лет), имеющих высокий уровень тревожности и испытывающих психологические трудности при подготовке к экзаменам.
Цикл программы составляет 5 занятий. В конце каждого занятия учащимся предлагаются практические рекомендации и тренировочные упражнения для снятия нервного и эмоционального напряжения в экзаменационный период. Занятия проводятся в индивидуальной форме. Периодичность 1-2 раза в неделю, продолжительность занятия 45 минут.
Ожидаемые результаты: реализация данной программы создает условия для успешной сдачи экзаменов, снижает степень стрессовых состояний в экзаменационный период.