В чем разница между дефектологом и коррекционным педагогом?

Коррекционная педагогика может рассматриваться как самостоятельно развивающаяся наука и как преемница дефектологии в связи с заменой термина на более гуманистический, социально значимый.

Дефектология — интегративная область знаний, опирающаяся на данные медицины, психологии и педагогики.

Становление коррекционной педагогики происходило в рамках дефектологии – интегративной области научного знания, органично соединяющей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей. Генетические и исторические корни коррекционной педагогики обусловили ее более тесную, по сравнению с другими областями педагогики, связь со смежными дисциплинами, прежде всего – медицинскими и психологическими.

Обучение разных категорий особых детей обеспечивается развитием специальной дидактики в культурно-исторической логике. Главной ценностью специального образования признается движение ребенка по пути нормального развития, предупреждение возможных и коррекция уже имеющихся вторичных нарушений. Коррекционное обучение подразумевает:

  • обязательную развивающую и коррекционную направленность всего процесса специального обучения и воспитания, а не его отдельных фрагментов;
  • постановку наряду с общими специальных задач обучения;
  • введение в содержание образования тех разделов, что не присутствуют в общем образовании;
  • применение «обходных путей» и специальных методов решения традиционных задач обучения и воспитания;
  • значительно более глубокую, чем в общей педагогике, индивидуализацию обучения;
  • ориентировку на индивидуальный прогресс ребенка и ценность каждого, даже самого малого, шага в обучении и развитии;
  • особую организацию образовательной среды, учитывающую возможности и ограничения детей;
  • обязательное расширение образовательного пространства за пределы учебного заведения.

Специальное обучение реализуется в правилах практической работы коррекционного педагога. Требуется:

  • варьировать инструкцию, последовательно усложняя форму ее предъявления;
  • предусматривать речевой и наглядный уровень решения учебной задачи с возможностью перехода от одного к другому;
  • многократно варьировать виды упражнений одного типа;
  • подбирать соответствующий жизненному опыту и интересам ребенка материал для решения учебных задач, последовательно усложнять учебный материал и предпочтительно по одному параметру;
  • соблюдать минимальный размер «шага» при переходе от одного уровня сложности учебной задачи к другому;
  • строить систему учебных заданий с учетом возможности их освоения от самого низкого уровня;
  • продумывать систему содержательной помощи на каждом этапе решения учебной задачи и т. д.

Дошкольная коррекционная педагогика доказывает, что раскрыть потенциальные возможности развития ребенка можно при условии более раннего начала обучения, при наличии системы специального дошкольного обучения и воспитания, ориентированной на максимально возможное развитие ребенка и коррекцию его вторичных нарушений, при постоянном совершенствовании специального обучения.

Современная коррекционная педагогика доказывает, что нарушения в развитии ребенка не являются прямым и обязательным следствием биологического неблагополучия, если предупреждать их на ранних этапах онтогенеза, создавая необходимые условия развития посредством специальной психолого-педагогической помощи и ребенку, и семье.

Автор — коррекционный педагог Кристина Валерьевна МАХИНА