Игры — словарный запас

Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается.

  • Поводырь. На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает.
  • Описание объекта. Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов. Представь, что у меня закрыты глаза, а я хочу узнать о …, как ты расскажешь мне об этом? Что ты скажешь про этот предмет, он какой? Какой по…
    1) одушевлённости: живой или нет: человек, животное, растение, явление,
    предмет;
    2) форме: на какую фигуру похож предмет;
    3) цвету: какого цвета предмет;
    4) размеру: какого размера предмет (большой, средний, маленький); высокий –
    низкий; длинный – короткий;
    5) из каких частей состоит;
    5) структуре: из чего состоит этот предмет, из какого материала он сделан, какой
    на ощупь;
    6) назначению: для чего нужен этот предмет, как можно его использовать в жизни,
    какая от него польза для человека;
    И другие признаки в зависимости от конкретного предмета (вкус, запах, …).
  • За кем последнее слово. По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл.
  • Ищем детали. Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор…» – «А что есть у дерева?» — «Корень, ствол, ветки, листья…»
  • Описываем свойства предметов. Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.


Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, человек…» — «А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что бывает широким?» — «Река, улица, лента…» — «А что шире — ручеек или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др.

Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым?
Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..

  • Придумываем историю. Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.
  • Стань писателем. Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если малышу сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, ёлка. Затем задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.
  • Найти повтор. Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а малыш пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша одевала одежду на куклу».
  • Игра в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой — маленький».
  • Игра в синонимы. Например, синоним к слову «палка». Как мы назовём палку другим словом? — трость, клюка, костыль, посох.

  • Игра «Добавь слово». Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок — его продолжение и
    окончание:
    — Оля проснулась и… (стала умываться).
    — Коля оделся и… (побежал гулять).
    — он замерз и… (пошел домой).
    — стали они играть… (с зайчиком).
    — зайчик испугался и… (побежал, спрятался)
    — девочка обиделась и… (ушла, заплакала).
  • Что увидел? Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?
  • Бюро путешествий. Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – на прогулку, в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите… Путешествуя, делитесь впечатлениями.
  • Всегда под рукой. Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, — например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна — улыбающаяся, другая — печальная, третья — удивляющаяся.  Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три.
  • Логическая цепочка. Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию нужно составить связанный рассказ. Затем задание усложняется. Карточки переворачиваются, и малыш вспоминает последовательную цепочку разложенных картинок и называет их в том порядке, в котором они лежали. Количество используемых в игре карточек зависит от возраста ребенка, чем старше – тем картинок больше. Несмотря на кажущуюся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится. Они начинают соревноваться, кто больше запомнит картинок.
  • Истории из жизни. Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились
    кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом… Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.
  • Мой репортаж. Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события — реальные или вымышленные — им воспроизводятся.
  • Чем закончилось? Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Полное пособие можно скачать здесь