Первые школьные трудности

Автор: логопед «Здорового ребёнка» Е.А. Стрельникова

Моя логопедическая деятельность началась с преодоления «трудностей первоклассника», возникших у собственной дочери. И теперь, проработав логопедом одиннадцать лет, я помогаю родителям справиться с непонятными, на первый взгляд, «глупыми» ошибками младших школьников.
Прежде всего, хочется сказать: главное – не запускать проблему. Практически любые трудности можно преодолеть дома, если сразу обратить на них внимание.
Итак, перед Вами несколько простых правил, о которых должны знать заботливые родители первоклассника.

  • Соблюдаем режим дня!

Как бы банально это не звучало. Если Вы с первых дней обучения в школе (а лучше с подготовки) научите своего ребенка выполнять определенные правила, то у Вас не возникнут проблемы с физической, психической нагрузкой и выполнением домашних заданий. Режим – это закон!

  • Расписание уроков вешаем на стену!

Вы даже не представляете, как может облегчить и упорядочить вашу жизнь этот простой листок бумаги над рабочим столом ребенка. В первом классе расписание выполняет функцию дневника или органайзера, т.е. мы выполняем домашнее задание по расписанию и собираем портфель тоже по расписанию. Кстати, портфеля ребенка Вы (родители) не касаетесь – собирает портфель сам школьник. Только так Вы сможете приучить его к самостоятельности.

  • Хвалим ребенка!

Даже если Ваш ученик грязно написал крючки или петельки, отыщите в этой строчке два – три элемента, которые ему удались, и попросите написать еще «такие же красивые крючочки». Помните, что теперь (во взрослом школьном мире) все и везде будут только «строить» и журить Вашего «взрослого» ребенка. Находите повод хвалить как можно чаще своего самого лучшего ребенка.
«Пряник» всегда работает лучше «кнута», тем более, что малыш только начал всему учиться.

  • Уделяем внимание чтению!

Поскольку в первом классе дети пишут не очень много, обратите внимание на чтение. Ведь до 80% информации мы запоминаем глазами.
Тренируйте глаза! Чем лучше ребенок читает, тем лучше (грамотнее, правильнее) он будет писать. Это прямая зависимость.

  • Не ругаем за плохой почерк!

Не каждому первокласснику удается с первых дней выработать красивый почерк. (Самостоятельно научиться письменной речи невозможно). Не стоит отчаиваться, наоборот, нужно подбадривать ребенка. Сохраните его самую первую пропись, чтобы можно было сравнить, насколько лучше он стал писать. Это очень повышает самооценку ребенка. Вспомните, что у самых талантливых людей, как правило, просто ужасный почерк. А для тренировки купите красивые прописи и давайте ребенку обводить готовые, написанные каллиграфическим почерком слова и фразы. Поверьте, эта методика очень эффективна!

  • Надиктовываем вслух!

С момента рождения ребенок слышит слова. Слух является первой и главной предпосылкой грамотности. За всю жизнь мы слышим гораздо больше слов, чем когда – либо читаем и пишем. Надиктовывание слов (проговаривание себе под нос) при письме – это залог грамотности! Хороший педагог всегда сразу учит этому детей.

  • Выделяем гласные!

Как правило, родители первоклассников обращаются к логопеду с одной и той же проблемой письменной речи: пропуск гласных. Почему такое происходит?
В русском языке информация заключена именно в согласных. А гласные нужны для благозвучия, плавности, деления слов на слоги. Поэтому школьники на начальном этапе освоения письма часто пропускают эти «лишние» буквы.
Что делать? Перед выполнением любого письменного задания нужно дать ребенку красную ручку или карандаш и попросить его выделить все гласные жирными красными точками. Также можно разделить слова на слоги и расставить ударения. И так мы должны действовать изо дня в день один – два месяца, чтобы выработать привычку: красный цвет – внимание.

  • Исправляем окончания слов!

При любом разговоре, при чтении, во время письма обращайте внимание ребенка на окончания слов. В русском языке слова «сцепляются» между собой окончаниями (белая скатерть, белый шарф, белое облако; нет одной лошади, нет пяти лошадей; я кушаю плов, мы кушаем плов и т.д.).
Уделите внимание окончаниям в речи Вашего ребенка, и Вы сможете избежать многих дальнейших проблем со словоизменением.

Активизируем зрительное восприятие:

  • Трудные слова – распечатываем и вывешиваем над рабочим столом ребенка, спорные моменты выделяем цветом;
  • Словарные слова – распечатываем столбиком (столбик лучше воспринимается и запоминается глазами), выделяем гласные и «опасные» моменты, ставим ударения. Развешиваем по всей квартире. Проверено – это работает!
  • Работа с правилами в учебнике – выделяем правила разными цветами: то, что нужно запомнить – красным, примеры – желтым, важную информацию – зеленым. Такие правила гораздо лучше запоминаются ребенком.
  • Подчищаем «хвосты» до школы!

Уважаемые родители, находите возможность исправлять все недостатки звукопроизношения до школы. Помимо насмешек, которыми могут «наградить» Вашего ребенка из-за дефектов речи школьные товарищи, эти ошибки могут появляться и на письме. Работа над исправлением ошибок письменной речи в несколько раз длительнее, чем работа над дефектами устной речи. Поэтому всё нужно делать своевременно: править устную речь до овладения письменной.
И в заключение хочется пожелать Вам, дорогие родители, прежде всего терпения. Вам и Вашему ребенку предстоит очень непростой год. Именно от Вашей поддержки и мудрой реакции на успехи и неудачи ребенка в первые месяцы обучения в школе зависит его дальнейшее отношение к учебной деятельности и познанию нового.
Успеха Вам и Вашим детям!

Полное описание пособия по ссылке