-
28 ноября 2017
«Говорите с ребенком!» ‒ скажет вам любой логопед после завершения консультации, и будет абсолютно прав. Так как же правильно надо говорить с малышом? Есть несколько простых правил.
Не дожидайтесь, пока он заговорит сам! Играйте с ним в слова, добивайтесь отклика, речевого подражания, развивайте память и внимание. Предположим, ребенок знает слово «машинка». Добавляйте к нему связанные слова, которые обозначают цвет, размер, действие: «красная машинка», «большая машинка», «Сережина машинка», «машинка едет». Старайтесь добавлять новые слова каждый день, пока ребенок не узнает названия большинства предметов домашнего обихода.
С ребенком постарше рассказывайте истории и просите малыша их пересказать.
Общайтесь с вашим сыном или дочерью, как с равным, слова произносите четко, в нормальном темпе, не быстро – но и не медленно. И еще важный момент: не сюсюкайте, не подражайте речи ребенка ‒ это важно! Не передразнивайте малыша, поправляйте его спокойным тоном, не раздражайтесь и не наказывайте его за ошибки.
Значение новых слов и выражений малышу надо объяснять.
Сложные для восприятия слова, обороты, трудные для повторения слова лучше не употреблять при общении ребенок ‒ взрослый. Слова должны быть простыми, такими, которые малыш в состоянии произнести. Порядок слов лучше выбирать прямой, типа: «смотри, красная машина едет по улице».
Читайте стихи! Идеально будет, если ребенок будет за вами повторять: развитие слухового внимания, артикуляционного аппарата способствуют развитию речи.
И последнее: общение со сверстниками развивает речь ребенка, это общеизвестно, поэтому, кстати, обычно и словарный запас, и способность говорить предложениями прогрессируют, когда ребенок начинает ходить в детский сад. Но речевые проблемы редко когда исправляются сами собой. Специалисты воронежского Центра коррекции речи и интеллектуального развития отмечают: важно вовремя проконсультироваться с логопедом ‒ только специалист может оценить, есть или нет у ребенка нарушения речи.
В народе считается, что ребенка логопеду надо показывать в возрасте пяти лет и старше. Это заблуждение, которое дорого стоило многим и многим детям: в год перед школой многие вещи исправлять гораздо сложнее, чем, скажем, в три года. Поэтому не затягивайте с обследованием ‒ если выявить проблему на ранней стадии, решить ее будет проще.