Когда нужно обращаться к логопеду-дефектологу?

Если у ребёнка «каша» во рту, у него минимальный словарный запас, а слова «ловко» и «Вовка» звучат для него одинаково – пора записаться к логопеду-дефектологу. Заглянем за дверь кабинета специалиста и узнаем секреты чистого произношения и ускорения речевого развития.

Чем занимается логопед-дефектолог?

Всего 40 лет назад профессии логопеда-дефектолога не существовало. Можно было попасть на приём к логопеду, «простояв» перед этим полгода в очереди, а то и больше. Но специфика  работы логопеда гораздо уже, чем, иногда, требовалось. Логопеды – это специалисты, которые занимаются исключительно постановкой речи у ребёнка, а этого не всегда бывает достаточно. Всё дело в том, что речевые отклонения часто бывают вторичным признаком развивающейся болезни. В таких случаях ребёнку была необходима именно комплексная помощь. Занимаясь постановкой речи, требовалось развивать и психические функции маленького пациента: развитие памяти, внимания, сенсорных и цветовых ощущений. В конце 80-х в столице был открыт первый исследовательский центр НИИ дефектологии, в котором впервые стала применяться практика комплексной помощи маленьким пациентам. На сегодняшний день профессия логопеда-дефектолога крайне востребована.

Помимо расширенного круга обязанностей (по сравнению с логопедом), главное различие между специалистами в том, что логопед работает только с детьми с сохранённым интеллектом. А логопед-дефектолог – это педагог, имеющий доступ к медицинской карте ребёнка и тесно взаимодействующий с педиатрами, психологами и неврологами. Поэтому основная группа логопеда-дефектолога – это дети, имеющие нарушения в интеллектуальном развитии.

Следить за развитием ребёнка необходимо с первых дней его жизни. Здесь важно всё: развитие мелкой моторики рук, первый лепет малыша, который должен появиться к 4-5 месяцам жизни и, конечно, развитие речевых навыков в более старшем возрасте – первые слова и построенные фразы. Если малыш в 3-4 года не разговаривает – это не особенность его характера, это явные признаки нарушения речи.

Родителям важно понимать: речевые нарушения могут повлечь за собой отклонения в сфере интеллекта. Если у ребёнка во рту «каша» — не надо ждать, что со временем дефект рассосётся, так не бывает. Обращаясь за помощью к логопеду-дефектологу вовремя, Вы избавляете своего ребёнка от возможных последствий в виде развития более тяжёлых патологий.

Диагнозы с которыми работает логопед-дефектолог

Как уже обговаривалось ранее, показаниями для обращения к специалисту могут быть не только нарушения в развитии речи. Логопед-дефектолог помогает справиться малышу с физическими, психическими и неврологическими отклонениями в развитии. Итак, поводом для записи на приём к специалисту, могут быть следующие патологии, сопровождающиеся нарушениями речи:

  • Проблемы со зрением (слабовидящие и слепые дети);
  • Нарушение слуха (слабослышащие и глухие);
  • Умственная отсталость;
  • Синдром Дауна;
  • Аутизм;
  • Детский церебральный паралич;
  • Задержка в развитии (нарушение внимания, памяти, мышления и других познавательных психических функций);
  • Заикание.

Первый приём у логопеда-дефектолога – какой он?

Очень часто родители переживают как пройдёт приём у специалиста, нужно ли к нему готовиться и что делать, если малыш не захочет заниматься? Для того, чтобы наши пациенты не беспокоились о таких вещах, заглянем за дверь кабинета логопеда-дефектолога Центра нейрофизиологии и реабилитации «Здоровый ребёнок».

Итак, первое, что делает специалист – это проводит диагностику. Для того, чтобы ребёнок был заинтересован, важной составляющей является установление контакта и доверительных отношений с маленьким пациентом. Поэтому диагностика проводится с помощью специальных игровых упражнений. Логопед-дефектолог выявляет наличие дефекта и впоследствии устанавливает его причину.

Занятие с логопедом-дефектологом совсем не похоже на урок в школе. В кабинете такого специалиста всегда много необычных игрушек и цветных картин. Приходя на занятие, ребёнок получает предложение поиграть в игру. Одна из таких профессиональных игр — «Путешествие весёлого язычка». Она нацелена на развитие мелкой моторики, учит малыша правильно дышать при произношении звуков и слов, а так же значительно расширяет словарный  запас ребёнка.

С детьми постарше занятие проходит более «академическим» образом – с интересными заданиями и упражнениями. Для того, чтобы дети не уставали и не перенапрягались, в процессе занятия предусмотрена частая смена видов деятельности. Длительность такого неклассического урока – 45 минут.

Как записаться на приём к логопеду-дефектологу в Центр нейрофизиологии и реабилитации «Здоровый ребёнок»

Присоединяйтесь к нам в соц.сети — ежедневно выкладываем полезный материал для родителей