-
26 июля 2017
В результате последних нейроисследований (Нейронные основы социальных взаимодействий, Крис Фрит) выясняется, что наблюдения за действиями и эмоциями другого человека активируют те же участки мозга, как будто мы бы делали и испытывали это сами. Что мы можем из этого заключить?
Ребенок на площадке ведет себя пассивно. Стоит рядом с мамой, сидит на качелях всю прогулку… Но если он наблюдает за другими детьми – он развивается.
Ребенок видит, как родители берут книги и читают. Так он приобретает вкус к чтению.
Ребенок упал и увидел страх на лице мамы – он тоже испугается.
В человеческих отношениях существует такое явление, как заражение эмоциями Когда в семье кто-то радостен или раздражен, это передается другим как вирус. Обратите внимание: например, муж вернулся с работы в плохом настроении, ворчит, злится, что происходит с вами? Волей-неволей у вас также портится настроение. Дети начинают вас раздражать и т.д.
Такое заражение работает как в конкретных ситуациях, так и перенимается на уровне шаблонов восприятия и ощущений. Ребенок впитывает в себя семейный климат на уровне нейронных связей, его мозг как бы настраивается на определенную частоту. Вот почему будучи взрослыми людьми так тяжело себя перенастраивать. Приходится переучивать свой мозг.
Таким образом, мы не устаем повторять: дети учатся на моделях, на том, что видят и чувствуют. Чтение морали, километровый воспитательные речи абсолютно бесполезны, если не соответствуют тому, что наблюдает ребенок. С одной стороны, это очень упрощает жизнь родителям: не нужно переживать, что вы недостаточно его «воспитываете», плохо прививаете какие-то ценности и обучаете правилам. С другой, — усложняет. Потому что уже «не отвертишься». Хочешь, чтобы твой ребенок встал из-за компьютера и пошел гулять во двор? Что ж, придется встать с дивана и пригласить его на улицу попинать мяч.
Ольга Турчина — клинический психолог, психотерапевт, ведущая семинаров для родителей