Денверская модель

У детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра (РАС) одной из главных проблем социализации является отсутствие инициативы при общении, установлении контакта, при любом взаимодействии с социумом. Родители и родня этого ребенка также оказываются в «заколдованном круге» — не получая от малыша обратной связи, которая обозначала бы удовольствие или неприязнь к тем или иным формам общения, играм, песням, они волей-неволей сокращают количество контактов.

Психологи Центра нейрофизиологии и реабилитации «Здоровый ребёнок» в Воронеже работают с данной проблемой. Один из подходов к ней – Денверская модель раннего вмешательства. Это методика, разработанная американскими психологами для пробуждения у ребенка интереса к общению, насколько это вообще возможно для человека с РАС.

Денверская модель раннего вмешательства

Денверская модель раннего вмешательства

Рекомендуется начинать работу по данной модели уже с 1,5-летнего возраста.

Ниже мы расскажем о методике и ее результативности подробнее.

Аутизм и общительность

Итак, ребенок — аутист, и это стало известно достаточно рано. Ранняя диагностика позволяет раньше начать коррекционные мероприятия и существеннее улучшить качество жизни, поэтому мы рекомендуем посетить нейропсихолога или невролога как можно раньше, если родителям показалось, что с ребенком что-то не так.

Проблемой при аутизме становится неспособность мозга ребенка к автоматической фильтрации поступающих сигналов и ощущений. Каждый внешний раздражитель становится яркой «точкой на радаре», и вычленить из всего этого разнообразия именно речь и мимику собеседника стоит большого труда. Поэтому условным инстинктом для людей с РАС становится ограничение круга контактов. Это начинается в раннем возрасте, поэтому даже во младенчестве ребенок с аутизмом чаще всего необщителен и скуп на реакции.

Как это влияет на дальнейшую жизнь человека? Кардинально.

Расстройства аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра

Ребенок учится постоянно, его мозг, даже при расстройствах аутистического спектра, переключен в режим активного поглощения и усваивания информации. Сокращение круга общения и количества контактов ведет к тому, что ребенок не получает навыка общения и самой различной информации, которая в дальнейшем становится основой для успешной коммуникации с окружающими. Проще говоря, меньше общаешься в раннем возрасте – хуже выстраиваешь отношения в будущем и меньше знаешь об окружающем мире.

Что делать?

Для преодоления этого «железного занавеса» психологи стараются пробудить в ребенке страсть к общению и инициативность, причем, чем раньше, тем лучше. Огромное значение имеет и то, насколько часто и усердно с ребенком занимаются родители, насколько они способны увлечь малыша процессом обучения.

В 80-х годах двадцатого века была разработана Денверская модель раннего вмешательства, которая до сих пор успешно применяется коррекционными педагогами и психологами.

Методика  направлена на развитие навыков во всех областях раннего детского развития: язык, игра, социальное взаимодействие, совместное внимание, имитация, моторные навыки, навыки самообслуживания и поведение ребёнка

При работе по Денверской модели, психолог обучает и ребенка, и его родителей. Даются способы пробудить у ребенка интерес, создать фундамент для проявления инициативы ребенком и методы поощрения, подкрепления полезного поведения. РАС диктует свои правила, и на начальном этапе приходится к ним приспосабливаться, поэтому от родителей потребуется полноценное участие в процессе обучения.

Важная особенность работы по Денверской модели – родителям не придется выделять безумное количество времени для специальных занятий. Тренировка нужных навыков происходит в повседневной деятельности дома, в машине, на улице.

Родители с помощью специалиста, в числе прочего, учатся понимать сигналы от ребенка, это позволяет не опустить руки, ведь обратная связь все же существует, пусть поначалу и не в привычной форме.

Преимущество Денверской модели

Преимущество Денверской модели

Преимущество Денверской модели – психолог обучает ребенка в игровой форме. Родители тоже – по этой методике любое повседневное занятие можно превратить в игру, несущую обучающий компонент. Универсальность этой трансформации – невероятна, при должном отношении можно практически все время, проведенное в совместной деятельности с ребенком, потратить с пользой для его развития. Говорить о том, насколько важно любое воздействие в раннем возрасте, пока мозг ребенка так пластичен и обучаем, можно очень долго, мы же скажем лишь одно: раннее вмешательство способно минимизировать будущую нетрудоспособность и обеспечить хорошую социальную адаптацию ребенка.

Специалист по Денверской модели раннего вмешательства в Воронеже

Результативность применения Денверской модели.

Результатами совместной работы психолога и родителей уже на начальном этапе вмешательства становятся:

  • Резко возрастающее количество социальных взаимодействий ребенка;
  • Увеличение возможностей для обучения;
  • Полноценное вовлечение родителей в обучение ребенка с РАС, с полным пониманием того, как и что они должны делать;
  • Более полное взаимопонимание ребенка и родителей.

Тренировка инициативы во взаимоотношениях является главной целью вмешательства по Денверской модели.

Почти 40-летняя история применения методики позволила провести масштабные научные исследования и подтвердить позитивные результаты ее применения. Психологи предпочитают ее, так как она подробно описана в специальной литературе, а также может быть легко освоена родителями ребенка с аутизмом.

Преимущество Денверской модели также заключается в том, что в ней предусмотрены различные сценарии, в том числе такой, при котором прогресс идет не слишком хорошо. Специалист имеет подготовленные варианты на такой случай, и каждый вариант подтвержден практическими результатами коллег из разных стран.

Наконец, стоит заострить внимание на следующем: при работе по Денверской модели участие других специалистов – логопедов, АВА-терапевтов и т.п. происходит легко и эффективно.

Эффективность раннего вмешательства доказана, наиболее успешные вмешательства по этой модели происходили в возрасте с 18 до 48 месяцев (1,5-4 года).

Чего можно достигнуть при регулярных занятиях с психологом?

Специалист, работающий по Денверской модели, обучает детей и родителей. Полученные в результате этого знания позволяют мамам и папам грамотно применять рекомендации разных специалистов – логопедов, АВА-терапевтов, врачей.

Каждый случай аутизма по-своему уникален, и трудно заранее говорить о гарантированном результате, но статистика, собранная специалистами по всему миру, говорит, что вполне вероятными являются следующие результаты:

Результативность применения Денверской модели

Результативность применения Денверской модели

Конечно, главная цель – интеграция ребенка с аутизмом в общество и создание условий для полноценной счастливой жизни.

Как начать работу по Денверской модели

Во-первых, запишитесь на прием к психологу:

Во-вторых, придите на приём с ребёнком. Психолог проведет необходимые тесты, пообщается с вами и малышом. В результате вы получите предложения по программе, которая будет учитывать сильные и слабые стороны ребенка. Психолог даст вам подробные инструкции для каждого этапа программы.

Наконец, верьте в результат – и вам будет легче достигнуть первых успехов! Да, это несложный психологический приём, но он работает.