Что нам делать с буквой «Р»?

Именно этот вопрос чаще всего задают заботливые родители. И это неудивительно, потому что звуки являются наиболее трудными при произношении для большинства детей.

Даже при нормальном речевом развитии, ребенок далеко не сразу овладевает нормативным произношением. Употребить новый звук в слове, использовать его в повседневной речи для ребенка—дело непростое.

Тяжелее всего даются шипящие [ш, ж, щ, ч], свистящие [с, с’, з, з’, ц], а также [P] и [л]. Неточное произношение у детей в возрасте до Зх-4х лет естественно — это, так называемые, возрастные несовершенства речи. Поэтому не заставляйте своего З-х летнего малыша «рычать»,возможно, это ему еще не по силам (звуки [P] и [Р’] появляются в речи к 5 годам). Лучше вместе займитесь зарядкой для языка. Например, поиграйте в лошадок: пофыркайте губами, попробуйте произнести кучерское «тпррр-у» (пусть ребенок ощутит вибрацию губ); пофыркать с языком, просунутым между губами (так ваш малыш почувствует, как трясется кончик языка); а когда лошадь скачет, то слышится цоканье: нужно присасывать язык к нёбу и резко отрывать (это упражнение позволяет растянуть подъязычную связку и укрепить мышцы языка, отвечающие за его подъем). А еще для того, чтобы развивать мышцы языка, полезно вылизывать тарелки, пиалы, тянуться кончиком языка к носу, к подбородку, облизываться, как киска и т.д. — любые упражнения, которые Вы придумаете во время игр со своим ребенком или те, что Вам порекомендует логопед.

К 4,5 — 5 годам заканчивается созревание речевого аппарата, не позднее, чем к 5 -ти годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родного языка. Поэтому именно в этом периоде жизни ребенка (до 5-6 лет)  особенно важно следить за формированием его произношения и вовремя предупреждать закрепление дефектов. Если в речи вашего ребенка нарушены сразу несколько звуков, целесообразно посетить логопеда, который подскажет тактику вашего дальнейшего поведения. Когда в процессе игр у вашего ребенка получиться произнести звук [Р], сразу начинайте повторять слова, которые начинаются с «тр…» или «др…» (эти сочетания наиболее легкие для произношения). А затем переходите к закреплению звука в забавных стихотворениях:

Дружит Рома с носорогом,

Носорог тот недотрога.

Не дает потрогать рог,

Недотрога — носорог.

Желаю удачи Вам и Вашему ребенку.

 

Стрельникова Екатерина Андреевна — логопед «Центра коррекции речи и интеллектуального развития»