Что такое DIR FLOORTIME?

DIR FLOORTIME — вид терапии, разработанный профессором Стенли Гринспеном в 1979 году. Официальное название концепция DIR. Что в переводе означает D (Developmental) — оценка уровня функционального и эмоционального развития, на котором находится ребенок;
I (Individual Differences) — индивидуальность ребенка и его окружения: семейные традиции, личные привычки каждого члена семьи;
R (Relationship-Based) — построение взаимоотношений внутри семьи.

Детский психоаналитик Стэнли Гринспен заметил: когда взрослые не заставляют ребенка делать то, что сами считают нужным, а стараются понять, что его увлекает, и присоединяются к его занятиям, то ребенок вовлекается во взаимодействие с ними. Возникает возможность шаг за шагом развивать его эмоции, интеллект, моторику тела. Задача взрослого — установить доверительные отношения с ребенком и быть внимательным к его индивидуальности: что ему нравится, что он уже может сделать, а что пока нет. Не просто тренировать отдельные навыки, а сделать так, чтобы ребенку хотелось общаться, чтобы ему было интересно и этот интерес побуждал бы его к социальному, эмоциональному и интеллектуальному развитию.


Свой подход Стэнли Гринспен назвал DIR (Developmental Individual-difference Relationship-based model, то есть Модель развития, основанная на отношениях, с учетом индивидуальных различий), а флортайм (Floortime, буквально — «время на полу») стал практической частью этого подхода.

Методика Floortime® — это один из компонентов комплексной программы помощи, основанной на концепции DIR®. Она позволяет максимально бережно подходить к развитию ребёнка, выстраиванию отношений, которые будут способствовать освоению новых навыков и адаптации ребёнка в обществе.
Floortime рассматривается с двух сторон: во-первых, это особая техника вхождения в мир ребенка – когда родитель или специалист «опускается на пол», чтобы взаимодействовать с ребенком в течение 20 или более минут, а во-вторых, Floortime — это понятие, характеризующее в целом любое взаимодействие с ребенком в течение дня.

Floortime имеет две основные цели.

  • Одна из них заключается в следовании за инициативой ребенком, в использовании интересов детей для взаимодействия. Во Floortime интересы ребенка используются как окно в его эмоциональную и интеллектуальную жизнь. Наблюдая за тем, что нравится делать ребенку, родитель или специалист получает картину, отражающую его внутренний мир, где он чувствует себя в безопасности и получает удовольствие. Эти действия могут показаться примитивными : рассматривает вентилятор, монотонно трет пятно на полу или ходит по своим игрушкам. Но многие из этих действий могут быть значимыми и доставлять удовольствие ребенку. Эти занятия являются окном в эмоциональный мир ребенка.
  • Второй целью Floortime является вовлечение ребенка в реальный мир, но не посредством принуждения. Ребёнок должен сам захотеть быть в одном мире с нами. С того момента, когда ребенок получает удовольствие от взаимодействия с нами, мы начинаем помогать ему развивать коммуникативные навыки, способность к установлению взаимоотношений и мышление. Мы хотим вернуть детей в наш общий мир для того, чтобы помочь им стать сопереживающими, логически мыслящими, творческими и способными к рефлексии личностями.

Таким образом целью методики «Floortime» является объединение терапевтической и коррекционной среды с игровой, это делает её естественной, теплой и безопасной для ребенка. Тогда он себя чувствует непринужденно, весело и спокойно. Данный подход учитывает уровень эмоционального развития ребёнка и помогает выстроить взаимоотношения, основанные на его индивидуальных особенностях, благодаря чему ребенок проходит дальнейшие стадии развития: учится придерживаться общепринятых правил, устанавливать близкие взаимоотношения и полноценно общаться с другими людьми, творчески и логически мыслить

Кому подходит DIR FLOORTIME?

  • Расстройства аутистического спектра,
  • Задержка развития,
  • Задержка речевого развития,
  • Нарушение коммуникативных способностей (коммуникативной функции),
  • Интеллектуальная недостаточность,
  • Генетические синдромы с нарушением развития.

При регулярных сессиях возможно достижение следующих результатов:

  • Научить ребёнка коммуникации со взрослыми и сверстниками;
  • Способствовать установлению отношений – вызвать интерес к окружающим людям;
  • Решить социальные проблемы – ребенок учится выражать свои потребности, желания, огорчения адекватным способом;
  • Подтолкнуть эмоциональное и когнитивное развитие;
  • Улучшить логику, эмоциональное мышление, интеллект;
  • Развить собственное «Я» ребёнка;
  • Улучшить сенсорное развитие;
  • Развить мелкую моторику.

Статью подготовила Саттарова Галина Сергеевна психолог, педагог по работе с детьми с расстройством аутистического спектра, специалист DIR FLOORTIME.