Этапы становления речи

У ребенка первого года жизни проверьте:

  • Когда ребенок начал гулить, лепетать.
  • С какого возраста ребенок начал понимать речь взрослых (на вопрос: «Где мама, папа, Ляля, мишка?» — отыскивает взглядом взрослого или предмет; выполняет простейшие задания: дает игрушку, хлопает в ладоши).
  • Когда ребенок начал произносить первые слова и какие.
  • Сколько слов (и какие) произносит ребенок к концу первого года жизни.
  • Какие звуки ребенок произносит достаточно отчетливо, какие звуки произносит, но не всегда верно.

У ребенка второго года жизни проверьте:

  • Может ли ребенок ответить на простые вопросы, выполнить несложное поручение (например, взять со стола ложку, отнести ее на кухню и т. д.).
  • Легко ли он повторяет за взрослыми слова, небольшие фразы.
  • Какие звуки ребенок к концу второго года произносит отчетливо, достаточно ясно, какие звуки произносит, но не
    всегда четко.
  • Из какого количества слов ребенок строит предложения.
  • Как часто ребенок вступает в общение со взрослыми (с другими детьми) по собственной инициативе.
  • Эти наблюдения помогут вам установить, на какие стороны речи ребенка надо обратить особое внимание.

У ребенка третьего года жизни проверьте:

  • Какими частями речи пользуется ребенок (употребляет в своей речи прилагательные, числительные, местоимения,
    наречия), как часто применяет обобщающие слова (например, кровать, стол, стул
    называет одним словом мебель).
  • Какими видами предложений пользуется ребёнок: простыми, распространёнными, сложноподчиненными; из какого количества слов составляет предложения.
  • Как часто ребенок задает вопросы, передаёт содержание небольших рассказов, сказок (по вопросам), использует ли
    при этом интонационные средства выразительности.
  • Какие звуки ребенок произносит правильно, какие — неправильно, какие — совсем не произносит.

У ребенка четвертого года жизни проверьте:

  • Какие трудности испытывает ребенок при пересказывании художественных произведений, из какого количества слов
    строит фразы.
  • Насколько точно ребенок передает содержание прочитанных текстов, пользуется ли интонационными средствами выразительности, умеет ли самостоятельно составить рассказ по сюжетной картинке.
  • Какие звуки ребенок произносит еще неверно, какими звуками заменяет те, которые не может произнести, например звук
    [Ш] заменяет звуком [С], а звук [Р] — звуком [ЛЬ].
  • Может ли ребенок говорить тихо, шепотом, изменять темп речи.

У ребенка пятого года жизни проверьте:

  • Всегда ли он точно по смыслу употребляет слова в своей речи, как часто пользуется помимо имен существительных, прилагательных и глаголов другими частями речи (наречиями, местоимениями), достаточно ли полно дает описание знакомых ему игрушек, предметов.
  • Может ли ребенок достаточно полно дать описание картинки, предметов.
  • Какие звуки ребенок произносит еще недостаточно отчетливо или неправильно, достаточно ли внятно и правильно
    произносит слова и фразы.
  • Как ребенок различает на слух близкие по звучанию или по произношению изолированные звуки, например звуки [Ш] и [Ж], [Л] и [Р], как ребенок оценивает на слух громкость и скорость речевых высказываний в чужой речи, как он узнает определенные звуки в словах, как, например, выделяет из группы слов те, которые включают звуки [С] или [Ш].
  • Умеет ли ребенок пользоваться своим голосовым аппаратом: говорить достаточно громко в повседневном общении, говорить тихо или шепотом в необходимых ситуациях, нет ли отклонений в темпе речи — торопливости или чрезмерно замедленной речи.
  • Умеет ли ребенок при пересказывании сказок, рассказов, при чтении стихов наизусть пользоваться интонационными средствами выразительности.

У ребенка шестого-седьмого года жизни проверьте:

  • Насколько полно и точно ребенок дает описание предметов, умеет ли по характерным признакам определить предмет, подобрать близкие по значению слова. Умеет ли ребенок пользоваться голосовым аппаратом (повышать и понижать силу голоса), ускорять и замедлять скорость своей речи в зависимости от содержания высказывания.
  • Умеет ли ребенок внятно и четко отвечать на вопросы взрослых, какими ответами чаще всего пользуется: краткими или развернутыми.
  • Может ли ребенок по картинке самостоятельно придумать начало и конец рассказа.
  • Может ли ребенок самостоятельно составить рассказ, сказку, достаточно ли ясно, последовательно передает их содержание.

Наблюдая за тем, как играют и общаются дети, мы невольно сравниваем их поведение и речь. Некоторые из них уже с 1,5 — 2х лет правильно строят фразы и употребляют даже сложные слова. Другие — с трудом выговаривают отдельные слова или же говорят много, но непонятно.
Бабушки, тетушки и даже некоторые воронежские врачи часто успокаивают мам таких неговорящих детей: «он в отца», «мальчик, они всегда позже говорить начинают», «подумаешь — заговорит». Подобное мнение ошибочно. В городе Санкт-Петербурге речевому развитию детей уделяют огромное значение и ставят ЗПР (задержку психического развития) детям 1,5 лет, не говорящим 30 слов. К сожалению, в
Воронеже обращать внимание на речь ребенка родители и врачи начинают обычно только перед школой.

Почему же развитие речи ребенка так важно?

Речь — это психическая функция, показатель мышления. Мы все мыслим словами. Таком образом, чем лучше
развита речь ребенка, тем он умнее. Это прямая зависимость. Заметьте, если наш ребенок неправильно двигается, плохо ест или спит, мы стараемся выяснить причину и вылечить его. Почему же мы не обращаем внимания на недоразвитую речь ребенка?!

У нормально развивающегося ребенка первые слова появляются в 8 — 9 месяцев, если после 1г 2х мес. — 1г 3-х мес. ребенок не произносит ни одного слова — нужно бить тревогу. После 1,5 лет у ребенка в норме появляются двухсловные предложения: «Мама, дай; папа, би-би». Количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300. К концу третьего года жизни словарный запас возрастает в 3 — 4 раза. Появляются многословные предложения. Ребенок способен рассказать почти наизусть небольшую сказку, прочитанную ему несколько
раз.
В три года ребенок может правильно произносить большинство звуков речи. Причиной недоразвития речи могут быть проблемы во времени беременности и родов, инфекции в первый год жизни ребенка. Но, возможно, виноваты и сами родители, которые мало с
ребенком разговаривают.
Значительная задержка речевого развития может свидетельствовать и о поражении центральной нервной системы. Такие дети не могут произносить правильную последовательность звуков в слове. Словарный запас у них пополняется очень медленно. В раннем детстве они не лепечут, а первые слова и фразы появляются у них слишком поздно. Они вроде все понимают, а говорить не хотят. А вместо речи у
них развиваются мимика и жесты.
Конечно, диагноз может поставить только врач, а лечение задержки речевого развития обязательно должно быть комплексным, с участием врача-невролога, логопеда и психолога. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.
Поговорите со своим ребенком, оцените его коммуникативно-речевые навыки и общую физическую подготовку, и, если что-то в его поведении настораживает Вас, не тяните, обратитесь к специалистам.
Желаем Вам удачи.

Полное описание пособия по ссылке