-
20 декабря 2022
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Это доказано рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.). Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.
Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками.
Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:
«Кольцо»
- кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;
- то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
- те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;
«Пальцы здороваются»
- Соединить пальцы обеих рук «домиком». Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.
«Оса»
- выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;
- то же левой рукой;
- то же двумя руками;
«Человечек»
- указательный и средний пальцы «бегают» по столу;
- те же движения производить пальцами левой руки;
- те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук («дети бегут наперегонки»);
«Коза»
- вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;
- то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
- то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;
«Очки»
- образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;
«Зайчик»
- вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;
- то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
- то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;
«Деревья»
- поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы;
«Птички летят»
- пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз;
«Сгибание-разгибание пальцев»
- поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;
- выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;
- выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;
- согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца;
- выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца;
- выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;
«Бочонок с водой»
- согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие;
«Миска»
- пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;
«Крыша»
- соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук;
«Магазин»
- руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей;
«Цветок»
- руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы;
«Корни растения»
- прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз;
- одновременно поворачивать кисти рук вверх ладонями — тыльной стороной, сопровождая движения стихотворным текстом: «Бабушка печет блины, очень вкусные они»;
- кисти рук одновременно сжимать в кулак — разжимать, при каждом движении кулаки и ладони класть на стол;
- положить кисти рук на стол: одна рука сжата в кулак, другая раскрыта.
Одновременно поменять положения.
«Кулак-ребро-ладонь»
- на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга.
Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками. Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.
Развитию ручной моторики способствуют также:
- Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
- Нанизывание бус, бисероплетение;
- Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;
- Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;
- Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
- Рисование по точкам, пунктирным линиям;
Массаж рук.
Проводится сначала на одной руке, затем на другой.
- Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны.
- Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца.
- Упражнение «Сорока-белобока».
- Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу.
- Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно.
- Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе.
- Интенсивное растирание каждого пальца.
- Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон.
- «Пальцы ложатся спать»: поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения.
- «Пальчики здороваются».
- Повторить первое упражнение.
Полное пособие можно скачать по ссылке