Аутизм (расстройства аутистического спектра) — это группа психических расстройств, характеризующихся нарушениями коммуникативной сферы.
Чаще всего аутизм диагностируют у детей в возрасте 2,5–3 лет. Именно в этом возрасте наиболее ярко проявляются нарушения. Несмотря на это первые признаки аутизма могут быть заметны у ребёнка ещё до 1 года. Чем раньше диагностируется аутизм у ребёнка, тем лучше дальнейшие прогнозы развития, возможно достижение достаточно высокого уровня социальной адаптации.
Основным признаком аутизма является нарушение контакта с окружающими, которое проявляется не только в речи ребёнка или её отсутствии, но и в установлении эмоционального контакта. Но важно помнить, что этот признак аутизма проявляется в любой обстановке. Если ребёнок замкнуто ведёт себя только в детском саду или с незнакомыми взрослыми, а дома такой проблемы не наблюдается, то это не может оказаться признаком аутизма.
Также существуют и другие признаки аутизма, по которым родитель может заподозрить наличие аутизма у ребёнка:
- Ребёнку комфортно в одиночестве, он не просится на руки. А также не тянет руки в ответ на протянутые руки взрослого.
- Отсутствует улыбка при появлении в поле зрения взрослого, может улыбаться в неадекватных для этого ситуациях.
- По сравнению со сверстниками ребёнок малоподвижен, может долго всматриваться в одну точку, не реагирует на новые игрушки, не откликается на своё имя.
- При попытках взрослых или других детей установить тактильный контакт может отстраняться, проявлять агрессию, плакать.
- Отсутствует зрительный контакт со взрослым во время взаимодействия с ним.
- Ребёнок выбирает одну игрушку и длительное время играет только с ней, не обращая внимание на другие, игры стереотипные, без подключения фантазии.
- Ребёнок склонен к повторяющимся действиям, может подолгу совершать определённое действие и наблюдать за этим. Также может есть продукты только определённого цвета или формы. Возможно наличие повторяющихся слов или фраз.
- У ребёнка может присутствовать агрессия, направленная на самого себя, он может бить себя, кусать, биться головой о стену. Также отсутствует чувство страха.
- Наблюдаются различные нарушения речи. Речь может развиваться с задержкой или не развиваться вовсе. У ребёнка может присутствовать своеобразная интонация, разговоры с самим собой.
- У ребёнка отсутствует чувство страха, он может намеренно подвергать себя опасности даже после объяснения взрослого.
- Ребёнок не может воспринимать объекты, состоящие из нескольких деталей, как целостные. Например, на фотографии человека воспринимает только нос или губы.
- Ребёнка может раздражать свет, громкие или резкие звуки, сильные запахи.
Важно помнить, что не стоит паниковать раньше времени, если вы обнаружили какой-то из данных признаков у своего ребёнка. Многие из них могут оказаться всего лишь особенностью характера или признаком других отклонений. В любом случае, точный диагноз может установить только специалист, поэтому при подозрении необходимо не тянуть с обращением к нему.