Нормы развития речи от 1 года до 6 лет

1 год

  • Использует одно или несколько простых слов со значением (это может быть фрагмент
    слова);
  • Понимает простые инструкции, особенно если даны голосовые или физические объясняющие сигналы;
  • Осознает социальное значение слова.

1,5 года

  • Имеет активный словарь около 5-20 слов;
  • Словарь состоит в основном из существительных;
  • Часто повторяет слово или фразу снова и снова;
  • Употребляет много жаргонизмов с эмоциональным содержанием;
  • Способен выполнять простые команды.

2 года

  • Называет целый ряд объектов из своего окружения;
  • Используют как минимум два предлога, как правило: в, на, под;
  • Составляет короткие предложения, в значительной степени по модели существительное-глагол, длина предложений 1,2 слова;
  • Примерно 2/3 того, что ребенок говорит, понятно взрослому;
  • Активный словарь примерно 150-300 слов;
  • Объем и высота голоса плохо контролируются;
  • Иногда правильно использует местоимения “Я” и “Ты”. Хотя “Мне”, и “Я” часто путают;
  • Начинают появляться понятия “Я” и “мои”;
  • Реагирует на такие команды, как «покажи мне свои глаза (нос, рот, волосы)»;
  • Задает вопросы “Что это?”.

3 года

  • Правильно использует местоимения “Я” и “Ты”:
  • Используют редкие слова в множественном числе и в прошедшем времени;
  • Знает, по крайней мере три предлога, как правило: на, под, за;
  • Знает основные части тела и может показать их и назвать;
  • Активный словарный запас около 900- 1000 слов;
  • Около 90% из того, что ребенок говорит, должна быть понятно взрослым;
  • В речи начинают преобладать глаголы;
  • Понимает простые вопросы, связанные с окружающей средой и деятельностью;
  • Понимает и дает ответ на такие вопросы, как “что ты должен делать когда, когда ты сонный, голодный, холодный, или хочешь пить?”
  • Должен знать свой пол, имя, возраст, адрес, имена родителей;
  • Не стоит ждать, чтобы он ответит на все вопросы, даже если он их понимает.

4 года

  • Знает названия знакомых животных;
  • Может использовать в речи как минимум четыре предлога или может продемонстрировать свое понимание их значения по просьбе взрослого;
  • Знает названия общих объектов в иллюстрированных книгах и журналах;
  • Знает один или несколько основных цветов;
  • Может повторить 5 цифр;
  • Может повторить слова из четырех слогов;
  • Демонстрирует понимание понятий над и под;
  • Понимает такие понятия, как больше, когда видит соотношение большого с маленьким;
  • Легко следует простым командам;
  • Часто повторяет слова, фразы, слоги и даже звуки.

5 лет

  • Использует много спонтанных описательных слов: прилагательных и наречий;
  • Знает основные сенсорные антонимы: большой-маленький, жесткий-мягкий и т.д.;
  • Может считать до десяти;
  • Речь должна быть полностью понятна взрослому, несмотря на проблемы артикуляции;
  • Знает все гласные и согласные буквы;
  • Повторяет предложение до девяти слов;
  • Может назвать бытовые предметы с точки зрения использования (шляпа, обувь, кресло);
  • Выполняет три команды, которые даны одна за другой;
  • Должен знать свой возраст, адрес и имена ближайших родственников;
  • Простые понятия времени: утро, день, ночь, день, позже, после, в то время;
  • Ориентируется в днях: завтра, вчера, сегодня;
  • Речь в целом грамматически правильная.

6 лет

  • Знает все дни недели и легко ориентируется во времени;
  • Речь полностью понятна и общественно полезна;
  • Должен уметь составлять связный рассказ по картинке, видит связи между объектами и событиями;
  • Активный словарный запас более 3500.

Полное описание пособия по ссылке